13 августа 2019 года состоится заседание Московского городского суда по административному иску, поданному адвокатом о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 г. № 428_ПП "Об установке ограждений на придомовых территориях г. Москвы".
Поводом для подачи иска послужила правовая неопределенность, выявленна при издании распояжения органа местного самоуправления об установлении шлагбаума во дворе жилого дома в районе Восточное Измайлово города Москвы.
Так, согласно п. 6 постановления ПМ № 428-ПП, въезд на придомовую территорию осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Как следует из данного пункта, предметом регулирования являются правила дорожного движения в пределах жилых зон, что отновится к компетенции Правительства Российской Федерации.
При этом согласно п. 17 Правил дорожного движения, в пределах жилых зон запрещается только сквозное движение. Следовательно, возникает вопрос о том, имеет ли Правительство Москвы достаточно полномочий по регулированию дорожного движения и может ли эти полномочия делегировать собственникам помещений.
Также возник вопрос о противоречии оспариваемой нормы положения Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым управление общим имуществом многоквартирного дома, в том числе придомовым земельным участком, не может осуществляться непосредственно собственниками помещений, а должно быть по их решению передано в ведение управляющей организации либо товарищества собственников жилья.
Постановление не регулирует вопросы осуществления при разрешении вопросов въезда и выезда из жилой зоны прав лицами, пользующимися жилыми помещениями на условиях социального найма.
Позиция Правительства Москвы, направившего в суд сразу трех представителей, сводится к отсутствию у истца права на иск, так как он не зарегистрирован по месту жительства в доме, при котором установлен шлагбаум, а также к тому, что вопросы въезда и выезда из придомовой территории являются исключительно вопросами благоустройства, а не вопросами пользования общим имуществом или пользования автодорогами.
В этой связи вспоминается практика 30-х годов прошлого века, когда мерами "социальной защиты" являлись расстрел и длительный тюремный срок. Хотелось бы верить, что мерами благоустройства и комфортной среды проживания не будут ограничение (лишение) прав и свобод граждан.