В заседании арбтражного суда рассматрвалось требование юридического лица, которое в апреле 2018 года приобрело права и обязанности по договору долевого участия в строительстве жилого комплекса в Новой Москве.
Кредитор - юридическое лицо с российским участием (учредители граждане РФ) - просил о передаче квартиры, поскольку новое регулирование, исключающее юридических лиц из числа участников строительства, вступило в силу после возбуждения производства по делу о банкротстве и не имеет обратной силы в ситуации, когда не запущен механизм передачи фонду развития территорий прав и обязанностей застройщика-банкрота.
Кроме того, кредитор просил учесть то обстоятельство, что дом фактически построен четыре года назад, задержка с получением разрешения на ввод в эксплуатацию возникла по причинам, не связанным с финансовым положением застройщика. Также имеются несколько квартир, включенных в реестр, которые изначально приобретены юридическим лицом, но позднее переданы физическим лицам по договорам уступки. Распространение обратной силы закона должно было также исключить указанные квартиры из реестра, иное имело бы признаки дискриминациию.
Конкурсный управляющий просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на факт получения кредитором прибыли в результате сделки по приобретению прав, вытекающих из договора долевого участия с застройщиком, а также на обратную силу нового регулирования, исключающего юридических лиц.
Суд поддержал управляющего, отказав кредитору во включении в реестр.
Практика по данному вопросу не является однозначной. Так, в ноябре 2022 года Арбитражный суд Московского округа допустил включение юридических лиц в реестр в ситуации, когда строительство завершено, а имущество зстройщика-банкрота не передано фонду защиты прав дольщиков.
Ждем решений вышестоящих инстанций по данному делу.