Поводом для комментария стало недавнее определение КС РФ, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации на решение по иску Министерства юстиции о принудительной ликвидации в связи с неоднократными нарушениями закона об НКО и положений ГК РФ.
Заявитель оспаривал конституционность нормы ст. 32 Закона о некоммерческиз организациях и ст. 61 ГК РФ, позволяющих по иску уполномоченного органа ликвидировать некоммерческую организацию в случае неоднократного непредоставления отчетности о своей деятельности.
Суд обратил внимание на то, что основания для ликвидации объединения граждан не должны быть формальными. Неоднократность должна подтверждаться соответствующими постановлениями административного органа, приговором или решением суда. Кроме того, необходимо в каждом случае оценивать, насколько существенными являются нарушения закона, допущенные в деятельности НКО.
Комментируя определение КС РФ, адвокат обратил внимание на то, что специфика автономной некоммерческой организации заключается в надзоре за ее деятельностью со стороны учредителей, следовательно, именно учредители обязаны обеспечить соблюдение требований закона. Вмешательство со стороны государства в деятельность данной организации могло бы иметь место в случае бездействия не только самоого юридического лица, но и его учредителей.
Кроме того, вмешательство без крайней нужды не соответствовало бы принципам гражданского законодательства, основанным на свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Данное определение демонстрирует актуальность вопроса о взаимоотношении государства с институтами гражданского общества, большинство которых работают в форме НКО.