Поправка о возможности не исполнять решения международных инстанций, более известная как о приоритете национального права над международным, может свидетельствовать о намерении России не исполнять международные обязательства, вытекающие из Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
К такому выводу пришла Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) в своем заключении от 18 июня 2020 года, рассмотрев соответствующее обращение Комитета по вопросам права и прав человека Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 29 января 2020 года.
Согласно изменению в статью 79 Конституции РФ, решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Комиссия обратила внимание на то, что Российская Федерация приняла на себя ряд международных обязательств, вытекающих из Конвенции о праве международных договоров (Вена), а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим).
Сама возможность неисполнения решения международного судебного органа (в первую очередь, Европейского суда по правам человека) подрывает основы предоставляемой защиты на основе Конвенции. Исполнение решения представляет собой критическую часть всей системы Европейской Конвенции. Неисполнение решения может рассматриваться как исключение из правила, носящее чрезвычайный характер, в то время как предлагаемая поправка предоставляет конституционному суду право допустить неисполнение любых решений, относительно которых может быть поставлен вопрос о соответствии Конституции РФ.
В тех системах, где имеется приоритет национального права над международным, например, в Италии, допускается возможность проверки конституционным судом вопроса о применении Конвенции в решении ЕСПЧ на предмет соответствия национальной конституции, однако, это не отменяет обязательство страны исполнить решение, даже если для этого придется найти или создать новый механизм. В том числе, среди прочего, одним из способов исполнения решения может быть и внесение изменений в национальную конституцию.
Комиссия также отметила, что само понятие «противоречия с Конституцией» является чрезмерно широким и неопределенным, в том числе в сравнении с действующей редакцией стать 79 Конституции, которая позволяет ограничить передачу части полномочий межгосударственным органам, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.
Комиссия пришла к выводу, что предложенное дополнение к статье 79 Конституции РФ должно быть либо исключено, либо сформулировано иным образом, в том числе по аналогии с пунктом 5 «б» ст. 125 Конституции РФ, имеющей целью устранение возможных противоречий.
Заключение Комиссии имеет характер рекомендации.